|
Размышления вокруг проблем школьного литературного образования18.11.2013Статьи известных отечественных ученых — Григория Клочека «Королева искусств — на задворках образования» и Ольги Слонёвской «Косметический ремонт или реконструкция, или Беды и напасти украинской литературы в школе», напечатанные в предыдущих номерах газеты, не могут оставить равнодушными всех причастных к процессу школьного литературного образования. А это, бесспорно, увеличение часов на изучение родного языка и литературы, сохранение вариативности учебных программ и учебников, существенное корректирование имеющихся программ, проведение прозрачных конкурсов учебной литературы. А еще… сохранение, воспитание ученика-читателя, способного отличать массовую литературу от художественной, ценить явления классической культуры, высказывать собственную аргументированную позицию относительно того или иного художественного произведения. Способствует ли решению этой проблемы новая единая учебная программа по зарубежной литературе? К сожалению, этот безальтернативный государственный документ не только не способствует повышению интереса учеников к литературе, но и, как это ни странно, еще больше отвращает от художественного произведения. И психологи, и социологи неоднократно обращали внимание педагогов на важность включения в школьные программы произведений о ровесниках учеников, литературных текстов, пользующихся немалым спросом среди современных школьников, а именно в жанре фантастики и фэнтези. Что же мы видим в программе? В При том, что в программе для 5-го класса «часы гуляют», вне внимания ее составителей (а значит, и учеников) остались произведения, давно вошедшие в золотой фонд детской литературы, без которых трудно представить современного развитого читателя. Например, в программе нет ни одной сказки А.Пушкина. Зато к изучению рекомендуется уже знакомая детям этого возраста драматическая сказка С.Маршака «Двенадцать месяцев». Также по неизвестным причинам в программе отсутствуют сказки О.Уайльда, А.Линдгрен, рассказы о животных Э.Сетона-Томпсона, фэнтези Дж.Р.Толкиена — то есть произведения, которые с увлечением читают ученики этой возрастной категории (обычно те, кто вообще еще читает). Еще одно наблюдение. Согласно программе по зарубежной литературе для 5-го класса, ученики должны изучать поэзию Алкмана, Гете, Лермонтова. Обратите внимание на тематику этих произведений: «Спят вершины высоких гор…» (Алкман), «Вершины все давно уж спят(…) Не торопись, ведь скоро сам и ты, мой друг, уснёшь» (Гете), «Горные вершины спят во тьме ночной (…) подожди немного, отдохнешь и ты!» (Лермонтов). То есть веселые и жизнерадостные пятиклассники на трех уроках подряд читают о «душевном покое, умиротворении», им рассказывают об «очеловечении» природы в стихах», подчеркивая «взаимосвязь состояния человеческой души и описания природы» (см. программу). Школьники должны (опять же по программе) «выразительно читать поэзию, стремясь передать интонацией ее настроение». Все это, конечно, ученики на уроках делают: и выразительно читают, и слушают учителя об «очеловечении» природы, и размышляют… Но не противоречит ли это душевной природе самих пятиклассников? Почему именно эти произведения выбраны для текстуального изучения? И здесь, полагаю, необходимо честно сказать о том, что понять творчество этого выдающегося самобытного художника десятилетние школьники просто не способны. И все попытки презентовать хокку Мацуо Басё в 5-м классе — это только разговор «вокруг» японской культуры. Кстати, пожалуй, некоторым образом понимая это, авторы программы выделили на эту тему аж один час. Появляется вопрос: почему в С какой целью проводятся такие эксперименты над учениками? Но самые большие проблемы ожидают нас в следующем учебном году, когда вступит в действие новая учебная программа для 8-го класса. Ведь после изучения курса зарубежной литературы в 8-м классе мы потеряем читателя окончательно. Создается впечатление, что программу для этого класса намеренно составили так, чтобы вызвать отвращение к чтению. Как можно объяснить то, что авторы программы сознательно предлагают 13—14-летним подросткам круглый год изучать античную и средневековую литературу и ни одного произведения о своем ровеснике. Зато, как указано в программе, ученики должны погрузиться в лирику вагантов, почувствовать не только их «ироническое отношение к своему общественному сословию; веселое расположение духа, призыв к наслаждению радостями жизни», но и четко освоить лозунг вагантов «Бросим все премудрости!.. ». Полагаю, некоторые произведения Анакреонта «Дай воды, вина дай, мальчик…», «Златовласый Эрот…», а также «Беззаботную песню» («Бросим все премудрости») обязательно нужно изъять из программы как не отвечающих психологическим особенностям их восприятия учениками этой возрастной категории. Представляю себе реакцию родителей, которые прочтут в учебнике по зарубежной литературе своих детей, например, такие строки: Бросил шар свой пурпуровый Над седой головой моей, Бросим все премудрости. Но имеем право мы Нас девичьи хороводы Если же этого не произойдет, то призыв «Бросим все премудрости!..», зафиксированный в государственных требованиях к подготовке учеников, легко сформирует будущего «читателя». Вот так радикально и «решится» проблема с чтением. Конечно, создание программ — это кропотливая и длительная работа всех участников учебного процесса: и научных работников, и учителей, и учеников, и их родителей. А следовательно, все критические замечания в адрес программ нужно воспринимать конструктивно. Только тогда курс зарубежной литературы в школе действительно будет содействовать формированию современного читателя. |
23 сентября 2017
Процесс подбора сотрудника на вакантное место многие считают завершенным в момент выхода новичка на работу. Мы считаем, что такая точка зрения нарушает непрерывность организационного функционирования. Можно даже сказать сильнее - взаимодействие с организацией не должно внезапно прекращаться и после его увольнения. 06 ноября 2015
Легко ли уволить сотрудника? Если верить кинофильмам, то запросто. И тот, осознав неизбежность, в тоске уходил. 05 ноября 2015
Запросто, осталось только убедить вашего начальника в новой, прогрессивной теории доктора Даррена Липники о том, что люди с большей легкостью решают любые интеллектуальные задачи лежа, а не сидя или стоя. Сотрудники Австралийского национального университета проверили это утверждение, отобрав для эксперимента 20 добровольцев, которым предложили составить 32 анаграммы (пары слов, составленные из одного набора букв), находясь в двух положениях: стоя и лежа. Адреса электронной почты
По общим вопросам:
Директор: Рожанская Марина mr@advert-prior.com Управляющий партнер, консультант: Клещинская Елена ek@advert-prior.com Калугина Татьяна tk@advert-prior.com Консультант: Солдунова Юлия ys@advert-prior.com Шкенда Ольга os@advert-prior.com Консультант-стажер: Кузнецова Анна ak@advert-prior.com Варутина Анастасия av@advert-prior.com Офис-менеджер: Баштынская Ирина bi@advert-prior.com |