|
Тест для персонала.05.06.2013
Далее мы приведем результаты наиболее интересных практических исследований соотношения особенностей рисунка и психологических особенностей личности. Данные приводятся по материалам книги О.Ф. Потемкиной «Графические методы в практической психологии». Типология — система классификации людей по типам с учетом связи между их физическими или психологическими особенностями (иными словами — по типам личности). В свое время К. Юнг обратил внимание на то, что всем людям хочется отличаться друг от друга своей яркой индивидуальностью. Однако индивидуальные черты личности при всей их оригинальности имеют тенденцию быть схожими у групп людей, что позволяет исследователям говорить о различных типах личности, создавать типологию, то есть классификацию личностных типов. К. Юнг (1923) выявил 16 типов личности на основе встречающихся у людей черт экстравертированности (открытых для общения) и интровертированности (замкнутости). Анализ типологических концепций, существующих в искусстве, философии, психологии, позволил выдвинуть идею об экстраверсии и интроверсии, представляющих собой сложное диалектическое единство осознаваемого и неосознаваемого в структуре личности. Типология Юнга основана на доминировании основных психических функций: мышления, интуиции, ощущения и чувства. Исходя из разработанной концепции, К. Юнг предлагает рассматривать восемь основных, или фундаментальных, типов личности: 3. экстравертированный ощущающий 7. экстравертированный интуитивный В своем анализе Г. Рид опирался на разнообразие форм художественного выражения Проведя основательную работу по типологизации рисунков, он обнаружил, что все это множество принципиально можно разделить на восемь видов. Более того, эта типология рисунка вполне пригодна для классификации любых рисунков, созданных людьми, независимо от их возраста, пола, квалификации и рода занятий. Для обозначения восьми видов рисунков Г. Рид использовал следующие понятия: эмфатический, гаптический, ритмический, структурный, органический, перечисляющий, декоративный, имажинарный, — и для каждого из них выделил основные характеристические признаки: 2. Гаптический рисунок — характеризует изображение каких-либо внутренних ощущений, часто болезненных, например: «болит ухо», «голова болит» и т. д. 4. Структурный рисунок — главное внимание направлено на передачу структуры целого. Это может быть как абстрактная фигура, так и сложное целое, например площадь города. 5. Органический рисунок — в нем отдается предпочтение органически естественным формам: например, деревьям, людям, животным и т. д. 7. Декоративный рисунок — обычно подчинен передаче цвета, представляет собой какие-либо узоры, орнаменты, украшения и т. д. Как уже указывалось, Г. Рид сделал попытку установить соотношение между психологическими типами личности (по Юнгу) и формами его художественного выражения. На рисунке — изображение нескольких предметов, знаков, которые не связаны с общим сюжетом, то есть простое перечисление. Это рассудочные люди, действующие, исходя из интеллектуально обдуманных мотивов, с ориентацией на факты, общепризнанные идеи, идущие от традиций, воспитания, образования. Мышление их позитивно, ведет к новым фактам или к созданию общих концепций из разрозненного материала. Суждение обычно синтетическое. Как правило, накопление эмпирических данных не прерывается, а объяснение сводится к некой общей интеллектуальной формуле, где все зависит от широты данной формулы. Если она широка, то это реформатор, общественный обвинитель, очиститель нравов, проповедник серьезных нововведений; если узка, то он может стать брюзгой, мудрствующим и самодовольным критиком, который и себя, и других хотел бы втиснуть в свою схему. Чувства людей этого типа поддерживают интеллектуальную установку и приспосабливаются к ней. Особо угнетается функция чувств, что приводит к формуле «цель оправдывает средства». Насколько широк размах индивидуального самопожертвования, настолько мелочны, консервативны, подозрительны бывают чувства. Рисунок отражает стремление к передаче атмосферы, к непосредственному выражению ощущений. У людей этого типа критерий ценности — та или иная, сила ощущений. При этом наиболее сильно вытесняется интуиция. Чрезвычайно развито объективное чувство факта. Чаще это мужчины, для которых ощущение есть конкретное проявление жизни, ее полноты. Вытесненная интуиция может развиваться в фантазии ревности или состояния страха, фобии, в навязчивые симптомы. Заболевания неврозом труднее всего лечить разумным способом. Для осознания чего-либо необходимы аффективные нажимы. 3. Экстравертированный чувствующий тип — декоративный рисунок Этот тип наиболее часто встречается среди женщин, руководствующихся чувством, согласованным с общезначимыми ценностями, что особенно сильно проявляется в выборе объекта любви: «любит подходящего мужчину», отвечающего ее разумным требованиям. То, чего не чувствуют, не могут и осмыслить: «Я не могу так думать, потому что не чувствую этого». Чувства часто утрачивают личный характер в ориентации на общепринятое. Интуиция — то вспомогательное средство, которое действует автоматически тогда, когда ни одна из других функций не способна указать выход из положения. Часто объекты представляются преувеличенно ценными (обычно тогда, когда они необходимы для разрешения ситуации), но, сослужив свою службу, они теряют какую-либо ценность и отбрасываются как обременительный придаток. Такой человек обладает тонким чутьем того, что зарождается и имеет будущее. Пока существует какая-либо возможность, он прикован к ней «силой рока». Мало считается с благополучием окружающей среды. Физическое состояние окружающих, как и его собственное, не является веским аргументом. Обладает собственной моралью, расходящейся с общепринятой. Охотно берется за профессии, позволяющие развить его способности. 5. Интровертированный мыслительный тип — органический рисунок Ценности связаны с развитием и изложением субъективной идеи первоначального символического образец воспринимаемого внутренним взором. Хочет увидеть факты так, как они заполняют рамки его идеи, претендующей на оригинальность. Обычно полностью отвергает объект, так что человек может рядом с ним чувствовать себя лишним, ненужным или отвергаемым как помеха. Такой человек ориентируется на то, что происходит в данный момент, и на субъективную интенсивность ощущений, вызванных объективным раздражением, то есть между объектом и ощущением нет пропорциональных отношений, они Объективны. Извне нельзя предвидеть, что на него произведет впечатление, а что нет. С легкостью ставит вопрос, для чего существуют люди, почему объекты имеют право на существование, отличается странностью, субъективностью поступков, на окружающих данный тип людей действует подавляюще, сводя все к некой «правильной» формуле норматива субъективного содержания, «чтобы не выделялись» и держались в должных границах. Такие люди могут позволять управлять собой, за что мстят усиленным сопротивлением и упрямством, в некоторых случаях становясь жертвой агрессивности и властолюбия со стороны других, вследствие своей начальной безобидности. При отсутствии художественных способностей самовыражения их впечатления уходят вглубь, а при наличии — выражаются архаически банальными фразами. Наиболее сильно вытеснена интуиция. Такой человек постоянно ищет образы, не встречающиеся в действительности. Стремится к внутренней интенсивности, для которой объекты, самое большее, дают внутренний толчок; глубину этого чувствования можно лишь предполагать, но ясно постичь его нельзя. Оно делает людей молчаливыми, трудно доступными; такой человек, подобно мимозе, «свертывается» от грубости. Для обороны выдвигает отрицательные суждения, чувства или поразительное равнодушие. Основополагающие идеи: Бог, свобода, бессмертие имеют ценность чувства. Чтобы передать все богатство чувства, хотя бы приблизительно, нужна необычайная поэтическая или художественная выразительность. Если же чувства искажаются эгоцентризмом, то более всего озабочен своим «Я» и делается несимпатичным. Интровертированному чувствованию противостоит примитивное мышление, находящееся в зависимости от фактов, провозглашается отречение от всего традиционного. Случается, что люди этого типа испытывают буквально ощущение парализованности от напористой эмоции собеседника. Если чувства заняты более высоким, чем эгоцентрическое «Я», то человек остается в норме. 8. Интровертированный интуитивный тип – структурный рисунок Обычно это – мистик, мечтатель и провидец с одной стороны, фантазер и художник – с другой. Углубление интуиции часто ведет за собой удаление от осязаемой действительности, и человек становится загадкой для своего ближайшего окружения. Если это художник, то его искусство возвышает вещи, которые бывают одновременно значительными и банальными, прекрасными и аляповатыми, возвышенными и причудливыми. Если он не художник, то часто бывает непризнанным гением. Таким образом, с помощью рисуночного теста (например, «Свободный рисунок»), возможно в кратчайшие сроки определить личностные особенности человека при условии соответствующей квалификации специалиста по оценке. |
23 сентября 2017
Процесс подбора сотрудника на вакантное место многие считают завершенным в момент выхода новичка на работу. Мы считаем, что такая точка зрения нарушает непрерывность организационного функционирования. Можно даже сказать сильнее - взаимодействие с организацией не должно внезапно прекращаться и после его увольнения. 06 ноября 2015
Легко ли уволить сотрудника? Если верить кинофильмам, то запросто. И тот, осознав неизбежность, в тоске уходил. 05 ноября 2015
Запросто, осталось только убедить вашего начальника в новой, прогрессивной теории доктора Даррена Липники о том, что люди с большей легкостью решают любые интеллектуальные задачи лежа, а не сидя или стоя. Сотрудники Австралийского национального университета проверили это утверждение, отобрав для эксперимента 20 добровольцев, которым предложили составить 32 анаграммы (пары слов, составленные из одного набора букв), находясь в двух положениях: стоя и лежа. Адреса электронной почты
По общим вопросам:
Директор: Рожанская Марина mr@advert-prior.com Управляющий партнер, консультант: Клещинская Елена ek@advert-prior.com Калугина Татьяна tk@advert-prior.com Консультант: Солдунова Юлия ys@advert-prior.com Шкенда Ольга os@advert-prior.com Консультант-стажер: Кузнецова Анна ak@advert-prior.com Варутина Анастасия av@advert-prior.com Офис-менеджер: Баштынская Ирина bi@advert-prior.com |